История названий астраханских улиц (astrakhan_ppru) wrote in old_astrakhan,
История названий астраханских улиц
astrakhan_ppru
old_astrakhan

Астраханцы и Философский камень

Оригинал взят у radmila_tarkova в Астраханцы и Философский камень

Вроде  бы, с Астраханью не связаны мистические или магические  истории, великие эзотерики прошлого не почтили наш город своим присутствием, да и по части тайных обществ мы как-то о отстали от остальной России.  Но все это – лишь на первый взгляд. Вполне возможно, астраханцы, подобно средневековым алхимикам, тоже бились над секретом философского камня. Искать же следы таинственного следует буквально на самом видном месте:  в мотивах деревянной домовой резьбы  и лепного декора каменных купеческих особняков второй половины 19 столетия, мимо которых проходим мы едва ли не каждый день.  

Самым броским является деревянный дом Тетюшинова на ул. Коммунистической, 26, – бесспорно, достопримечательность высшего класса. Есть вполне обоснованная версия, что построен он в 1870-1872 гг. петербургским архитектором И. П. Ропетом (Петровым) в так называемом русском стиле, расцвет которого приходится как раз на 1870-е годы. Иван Павлович Ропет (настоящие фамилия, имя и отчество - Петров Иван Николаевич, 1845 - 1908) — один из создателей «псевдорусского стиля» в архитектуре и искусстве, представитель историзма, основоположник «ропетовского» направления в русском стиле. Почти все постройки Ропета были выполнены из дерева, поэтому многие не сохранились. Именно он был автором павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже в 1878 году; в 1893 году создал русский павильон на Всемирной выставке в Чикаго, в 1890-е годы построил каменное здание русского посольства в Токио. И в Астрахани, вероятно, оставил свой след. Дом Тетюшинова  -  двухэтажный, со светелкой, окружен с трех сторон широкой двухъярусной галереей из мощных резных столбов. Что же это за дом такой? Григорий Васильевич Тетюшинов – человек, знаменитый в Астрахани второй половины 19 века. Был он и гласным городской думы, и купцом, и даже в составе комиссии ежегодно принимал экзамены у будущих штурманов и капитанов; принадлежала ему пароходная контора и собственная верфь. В январе 1880 г. он предложил устроить в городе мореходную школу и при ней – классы садоводства и огородничества. Его жена – Глафира Ивановна, женщина независимая, эмансипированная, писала в газеты под псевдонимом «Астраханка», организовывала музыкальные и благотворительные вечера – а потом взяла и сбежала вместе со студентом Обреимовым, включилась в революционную деятельность.

Нас же интересует богатая резьба дома. Что за символы в ней скрыты? В первую очередь, это древнейшие символы плодородия и богатства, процветания и счастья. Это и «небесные хляби» - древнеславянский образ небесной воды, которая, проливаясь на землю дождем, дает ей процветание и плодородие.

пы 067




Это и ромб, разделенный на 4 части – символ вспаханного плодородного поля, это и ростки, и солнечное колесо. Все, что требуется для успеха купеческого дела. Во-вторых, это защитные знаки, обереги. Самым действенным из них было изображение совы, как бы охранявшей оконные проемы. Сова – оберег от взломов и разбоя, от грабителей.

Ромб простой, или вытянутый, да еще в сочетании с кругом, внутри которого крест – это тоже солярный знак.  А кони – близнецы? Да это же мотив смерти и возрождения, прогресса и развития. Единство прошлого, настоящего и будущего, связь предков и потомков – это мировое Древо. А оно зачастую хорошо замаскировано под вертикальные хитро переплетенные ромбы, или даже просто под росток или пышный куст. Это – важнейший знак, знак целостности вселенной. А узлы-наузы, сложные переплетения – защита от всякой нечисти.

Но такие символы – защитно-магические – встречаются по всему городу: множество домов с подобным декором сохранилось пока на ул.Гилянская, в пос.Свободный, на ул.Софьи Перовской, на доме в пер.Мельникова и т.д. и т.п.

А есть и мотивы так называемые герметические – значит, тайные, понятные лишь посвященным. Герметические  -  в честь бога Гермеса, которого считают отнюдь не только вестником богов и покровителем торговли, но и первым носителем эзотерических знаний. А его жезл-кадуцей: крылатый, перевитый двумя змеями – это и вовсе самая что ни на есть волшебная палочка. Есть ли алхимические знаки в декоре домов? Посмотрим. Вот, например, усадьба  Кравченко 1860-1870-е гг., перестраивалась в 1900 г. (дом №67 на Набережной 1 Мая).

Здесь на фасаде сохранились красивые рельефные изображения драконов. 

каравелла 276

Если приглядеться, можно увидеть весьма интересные, если не сказать, загадочные символы, там и тут встречающиеся в лепном декоре фасада. Может быть, это - алхимические знаки, зашифровавшие некую мудрость? Например, сам дракон - это символ первоэлемента, огня, силы, превращения элементов в золото. Дракон же в славянской мифологии стережет границу мира людей Яви и мира загробного, темного, - Нави. Бутон, который драконы наши сжимают в лапах - похоже, бутон лотоса, что также означает зарождение нового, жизненную силу. А странный орнамент, похожий на насаженные на палочку колесики, обрамляющие окна, - это символ, связанный с привлечением удачи и богатства: ведь колесо именно для этого изображалось в древности и средние века.

каравелла 277 copy

Вы и сами можете попробовать  истолковать эти символы, но, похоже, все они в совокупности служили именно для привлечения богатства и благополучия, удачи в бизнесе. Хотя - почему бы нет? - возможно, и зашифровывали тайные знания... И  это не так уж странно - если учесть, кем являлся владелец дома. Самсон Никитич Кравченко был в 1880-е годы видным общественным деятелем: входил в правление Городской больницы в память Александра II, входил в комиссию по управлению городскими богадельнями, имел также бизнес - магазин мануфактурных товаров. А его сын Петр Самсонович в начале 20 века занимался политикой и наукой: входил в городскую думу, публиковал исследования по садоводству. Одним словом, алхимическая символика вполне могла быть известна этим людям.

Прекрасные рельефы со Сфинксами размещены на фасаде дома купца Беззубикова: здание так и бросается в глаза, когда переходишь Мост влюбленных. Пары сфинксов с женскими лицами и грудью и телом львов символизировали в греческой традиции тайну, недоступную профанам, но открывающуюся тем, кто ищет знания. Еще сфинксу приписывалась связь с солнцем и объединение двух начал – физического и духовного.

000512 151 copy

Наконец, совершенно мистическая часовня сохранилась на Старом кладбище. В народе ее зовут Масонской.

ст клад 177


И, видимо, не так уж необоснованно. Важнейший масонский символ, так хорошо известный сегодня, - «глаз в треугольнике» или Всевидящее Око. Это и Глаз солнечного египетского бога Гора, и Всевидящее око Вседержителя, Недрёманное око, око Великого Архитектора Вселенной. Глаз видит, хранит, владеет и управляет, обозначает власть Природы над светом  и тьмой. «Всевидящее Око» есть среди символов иудаизма, христианства, индуизма. А теософское учение масонов синтезировало знания и символику всех этих религий.

Помимо глаза, есть на часовне  и еще один масонский символ, уже не такой популярный. Это – большие ажурные арки, разделенные, в свою очередь, на много мелких арочек. Арка у масонов – это соприкосновение с богом, вход в вечную жизнь, арка - еще и радуга. А в мифологиях многих народов радуга – это мост между мирами.

Кстати, вопрос о деятельности масонов в Астрахани сейчас еще совершенно не изучен. Так что, есть повод задуматься.
Нет, ну конечно некоторые склонны считать, что все названные символы - сугубо христианские, поскольку масоны взяли их из христианства и, дескать, не стоит искать скрытый смысл там, где его нет и тайные знаки там, где всё вполне явно.

Но тогда возникает вопрос: почему точно такие же символы встречаются на Старом кладбище еще всего раз или два - а не украшают каждое сооружение подобного рода?




Tags: Старый город
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments