История названий астраханских улиц (astrakhan_ppru) wrote in old_astrakhan,
История названий астраханских улиц
astrakhan_ppru
old_astrakhan

Categories:

Общество любителей костотряса

В 1889 году ветеринарный врач Данлон из Бирмингема, решив помочь своему сыну не трястись на жестких ободьях велосипеда системы англичанина Лаллемана (система так и называлась: «bone shaker» – «костотряс»), обернул обод куском садового резинового шланга, наполненного водой. Чуть позже он улучшил герметизацию этого резинового круга и наполнил его воздухом. На это изобретение он получил патент. Как только в России появился велосипед, астраханцы были в числе первых…

К 1893 году в 40 городах России образовались общества велосипедистов, астраханское – одно из первых. Вскоре велосипеды на резиновом ходу появились в Астрахани, постепенно вытесняя костотрясы, накопленные в городе с 1860-х по 1890-е.

В 1900 году в Астрахань попал первый каталог велосипедов. А через магазин Гурни велосипеды можно было выписать из Москвы.

Магазин Хаима Абрамовича Гурни, большого знатока оружия, любителя конных скачек и вообще всего того, что встряхивает человека от макушки до пяток, находился на Полицейской улице, вблизи Полицейского моста. Сам Хаим Абрамович был вице-командором Астраханского общества велосипедистов. Он приложил немало усилий для устройства клуба велосипедистов в саду Федорова в конце Паробичебугорной улицы на Семиковской площади, а при нем – небольшого велодрома для начинающих ездоков.

У астраханцев появились велосипеды фирм «Рудж», «Ремблер», «Клеман», «Кливленд» и других. Удовольствие было дорогое. В 1900 году велосипед вместе с аксессуарами стоил от 125 рублей и выше.

Луна-парк. Вокзал Общества астраханских велосипедистов-любителей.

Инженерно-изобретательская мысль в России и за рубежом тогда буквально бурлила вокруг этого вида транспортного средства. В Царском Селе Николай II катался с родственниками на английском велосипеде-тандеме, а у наследного царевича Алексея был трехколесный велосипед германского производства.

В 1909 году появились велосипеды со сниженным рулем – гоночного назначения. А для них дорог вокруг Астрахани – с усложненным рельефом, проселочных, степных – было предостаточно. Так что астраханские спортсмены с первых лет велосипедного бума имели хорошую подготовку и нередко бывали в числе первых и на российских соревнованиях, и в числе путешественников по России и Европе.

24 мая 1901 года «Астраханский вестник» писал: «Новостью для Астрахани является развозка и продажа газет и журналов на велосипеде (на раме которого сделана сумка) одним из почтальонов В. Кульпиным». Но этого неугомонному почтальону показалось мало: он поехал через Царицын, Саратов и далее до Москвы и Петербурга. Весть об этом путешественнике газеты разнесли по всей России. Всемирный Почтовый Союз изготовил открытку, на которой был запечатлен «известный путешественник на велосипеде (астраханский газетчик Кульпин)».

Луна-парк в предреволюционные (1916–1917) годы.

Велосипедная эйфория захватывала в Астрахани всё новых и новых людей. Конечно, эти поклонники велосипеда в абсолютном большинстве были из состоятельных семей. Под свои запросы они предлагали правлению Общества не только планы мероприятий и действий, но и материальные средства. Кто-то подтвердил, что в столицах у велосипедных обществ имеются свои здания, циклодромы, залы, кабинеты – в общем, на высшем уровне. А что же мы?! Начался поиск места.

У купчихи Федоровой вблизи Паробичева бугра сторговали сад. Своими силами, да привлечением наемных специалистов, выкорчевали сухостойник, засыпали ямы, утрамбовали площадки, дорожки для обучающихся, засыпали аллеи. Выстроили павильон с башенками-шатрами и ротондами. На всех флагштоках – вымпелы российского триколора. Первые соревнования состоялись в мае 1894 года, прошли как городской праздник и еще больше подогрели интерес к велосипедному увлечению.

В начале нового века диапазон интересов Общества велосипедистов настолько расширился, что пришлось соединиться с предпринимателем Гуревичем, который взял на себя обязанность обеспечить собирающихся здесь людей развлекательными программами, а для этого несколько расширил существующий павильон и добавил новые помещения для цирковых, эстрадных и театрализованных представлений.

Обновленному месту для коммерциализации дела дано было романтическое название «Луна-парк», Гуревич стал совладельцем, а чуть позже и полным хозяином парка. Но с велосипедистами у него всегда сохранялись добрые отношения. А заведение обрело статус общегородского со значительным наплывом публики, отчего популяризация велоспорта получила дополнительный импульс.

Двухколесный велосипед-тандем, принадлежавший Николаю II. Англия. 1900-е годы.

К 1904 году в Обществе велосипедистов-любителей существовала уже стройная система организации соревнований, обучения езде, собраний, членских взносов, чествований отличившихся спортсменов и т. п. Обществом руководил совет старейшин. В тот период его возглавлял Людвиг Матвеевич Буйко – неутомимый популяризатор здорового образа жизни. Доктор медицины, он был членом Городской думы, работал врачом в музыкальном училище, состоял членом правления Императорского российского общества спасения на водах, Общества вспомоществования бедным прихожанам римско-католической церкви. Командором единогласно был избран Иван Оттович Бредих – титулярный советник, помощник начальника почтово-телеграфной конторы. А вице-командором – всё тот же неутомимый Хаим Абрамович Гурни.

Традиции астраханских поклонников велосипеда долго сохранялись и в советское время. Было много известных в стране спортсменов, путешественников, популяризаторов этого вида спорта родом из Астрахани. Теперь многое осталось только в воспоминаниях, а жаль.

А. Богатырев

http://www.lechaim.ru/ARHIV/174/VZR/a03.htm

Tags: Ретро-фото, Старый город, Этнос
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment