?

Log in

No account? Create an account

old_astrakhan


История Астрахани. Краеведение


Previous Entry Share Next Entry
Иван Добровольский и его "Азиатский музыкальный журнал"
astrakhan_ppru wrote in old_astrakhan
Оригинал взят у elena_pim в Иван Добровольский и его "Азиатский музыкальный журнал"
В предыдущей статье я упомянула, что в 1806 году с архиепископом Анастасием прибыл в Астрахань хор во главе с регентом и капельмейстером Иваном Добровольским. Именно в Астрахани ждал этого человека его, что называется, "гений места". Иван Викентьевич самым активным и всесторонним образом погружается в культурно-музыкальную жизнь края. Просто, можно сказать, ныряет с головой.

В 1810 году в городе стараниями отставного подпоручика А.Грузинова открывается один из первых профессиональных театров. Иван Добровольский возглавил его музыкальную часть.

В 1811 году в мужской гимназии вводится преподавание музыки. Добровольский 7 лет работает учителем музыки в гимназии без получения жалованья по собственной инициативе.

Большое скопление различных национальных культур в Астрахани побудило Ивана Викентьевича заняться собиранием этнической музыки.





В 1816 году он начинает выпуск "Азиатского музыкального журнала", в котором представляет песни народов, населяющих край, делает их переложение для фортепьяно с аккомпанементом. Печатает и свои музыкальные произведения.
Добровольский изготавливает специальный станок для печати с камня (литографическая печать).

Таким образом, он устанавливает сразу 3 "рекорда":

1.Издает первый музыкально-этнографический журнал в России;
2.Издает первый литографический журнал в России, обогнав в этом даже столицы;
3.А также первый музыкальный журнал в провинции.
Некоторые ему приписывают ещё и 4-й рекорд, как первому собирателю фольклора народов азии, т.к. к песням записывались слова (на языке оригинала с переводом на русский).

В 1816 году выходят 2 номера, столько же в 1817, а в 1818 году - 4 номера. Всего- 8 тетрадей. Из-за больших финансовых затрат и отсутствия жертвователей выпуск журналов пришлось прекратить. Библиографической редкостью они стали ещё в том же 19 веке. В настоящее время полный комплект журнала хранится в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в С-Петербурге (по утверждению энциклопедических изданий).

После закрытия журнала Иван Добровольский снова посвящает себя театру, дает концерты, в том числе много благотворительных выступлений для нуждающихся (инвалидов войны 1812 года, пострадавших от наводнения петербуржцев, бедных...). Он виртуозно играл на многих музыкальных инструментах, как-то: фортепиано, скрипке, виолончели. Сам писал музыку. Ставил оперы.

В 30-х годах поступает капельмейстером военного оркестра астраханского порта. Ведет работу с матросами по музыкальному просвещению.

Но в 40-х годах вынужден уехать в Гродно из-за травли чиновниками Казанского округа, к ведению которых относились гимназия и театр. В чём заключались претензии к музыкальному деятелю, не знаю, в биографических словарях данная инф-ция подается без уточнений.

Выдержки из журналов Добровольского можно найти в книге С.Г.Рыбакова "Музыка и песни уральских мусульман с описанием их быта", изданной в 1897 году.
Хотя к уральским мусульманам они особого отношения и не имеют, но вставлены в книгу как приложение по рекомендации В.В.Стасова. Песни даны с одной только мелодией, без аккомпанемента Добровольского, т.к. автор счел аккомпанементы "оставляющими желать очень многого по своей примитивности и наивности" и "затемняющими характер мелодий".

Конечно, такая характеристика вызывает недоумение: с одной стороны - человек, так неистово и увлеченно занимающийся музыкой, просто человек-факел, и вдруг - "примитивный" результат? В это мало верится.

И действительно, подтверджение своим сомнениям я нашла, например, у И.М.Ямпольского, написавшего в статье "Музыкальной энциклопедии":

"Решая впервые труднейшую задачу сближения восточной и европейской музыки, стремясь сохранить характерные особенности народных ладов, ритмическое своеобразие песен, Добровольский осторожно отбирал приёмы их обработки. Его ошибочно упрекали в дилетантизме, в примитивности гармонизации."

Первые попытки сближения восточной и европейской музыки - вот вам, пожалуйста, и 5-ая уникальность журнала.

Несмотря на такой "урезанный" вид трудов Добровольского, я всё же решила выдержки эти разместить здесь. Думаю, ничьих авторских прав при этом не нарушу, ибо издана книга была более ста лет назад, ещё до революции.

Но, на мой взгляд, астраханцам непременно нужно отыскать оригиналы - кто лучше может оценить работу Добровольского? Ведь это в первую очередь их культура - по сути сплав различных музыкальных культур народов здесь проживающих. Именно астраханцы должны сказать самое веское слово в оценке деятельности Ивана Добровольского - им виднее и понятнее.

А в том, что современная музыкальная культура Астрахани находится на достойном уровне, наверное, есть и заслуга Ивана Викентьевича Добровольского.

Песни калмыцкие, армянские, казанских татар, астраханских татар, персидские, хивинская,"киргиская", "трухменская", "козацкая", горская, черкесская, чеченская, бухарская, кабардинская, лизгинская, нагайская и даже умудрился отыскать где-то тут же "тунгузския мелодии".