?

Log in

No account? Create an account

old_astrakhan


История Астрахани. Краеведение


Previous Entry Share Next Entry
О библиотеке Астраханской семинарии.
astrakhan_ppru wrote in old_astrakhan
Оригинал взят у elena_pim в О библиотеке Астраханской семинарии.
Нашла издательскую ссылку в "Ключаревской летописи" на вот эту, нижеследующую, статью из "Астраханских епархиальных ведомостей". Довольно забавная история вокруг библиотеки, оставленной семинарии по завещанию Анастасием Братановским, описывается в статье. Прям "суета вокруг дивана"! Ну и пройдоха этот г.Обер-Прокурор Св. Синода, хоть и пишется сплошь с большой буквы). И настырный. Но местные ребята тоже будь здоров - включили "дурачка" и отписались.
Автор статьи - редактор газеты Я.Лебединский.
Да, и ещё прошу не путать Анастасия и Афанасия - оба были архиепископами, оба завещали книги семинарии, но в разное время.


Некоторые сведения о библиотеке Астраханской семинарии. ч.1
(газета "Астраханские епархиальные ведомости", №39 1877 год)

В виду того, что в непродолжительном времени в библиотеку здешней семинарии поступит значительное количество важных и ценных книг, оставшихся после покойного Высокопреосвященного Афанасия, о чем в свое время сообщены будут надлежащие сведения, мы находим теперь своевременным и небезынтересным привести в известность имена и других жертвователей, благодаря которым сформировалась наша, сравнительно немалая по числу книг, библиотека. Полагаем , что это будет особенно небезынтересно для тех лиц, которые получили образование в здешней семинарии и которые, стало быть, своим развитием и образованием немало обязаны, между прочим, и библиотеке.

Но предварительно считаем нужным оговориться, что имена первых жертвователей, которые своими приношениями составили фонд библиотеки, нам уже известны из речи бывшего преподавателя семинарии Н.Ф.Леонтьева (ныне смотрителя училища), произнесенной им 10 сентября 1872 года, по случаю празднования новоселья, в зале новой семинарии (настоящей), в присутствии преосвященного Феогноста, бывшего епископа Астраханского (а теперь Каменец-Подольского), г. Начальника губернии и других почетных особ, а также наставников и воспитанников семинарии.
Находя нелишним повторить, с некоторыми дополнениями в Епархиальных Ведомостях, имена первых жертвователей, которые упоминаются в означенной речи, мы, на основании документов семинарского архива, укажем и на следующих за тем.


Начало семинарской библиотеки современно открытию самой семинарии в 1778 году, в управление Астраханскою епархиею преосвященного Антония Румовского. На первый раз собрание книг, конечно, было незначительное. Но с течением времени библиотека стала пополняться довольно быстро, благодаря заботливости Астраханских иерархов, которые, ревнуя о преумножении и благоустройстве библиотеки, являются в то же время и самыми главными жертвователями. В числе первых имен, с которыми тесно соединяется воспоминание об образовании и благоустройстве библиотеки, без сомнения, нужно считать имя преосвященного Платона Любарского, бывшего архиепископом Астраханским с 1794 – 1805-й год. При нем собственно и начала сформировываться библиотека. Он покупал и выписывал все появлявшиеся в его время лучшие книги, которых поступило в библиотеку до тысячи томов; его же старанием устроено было первое библиотечное помещение над папертью Входо-Иерусалимской церкви, которое существует и теперь; в этой комнате могло помещаться до 2000 томов. В то же время преосвященный Платон приказал семинарскому начальству составить надлежащий реестр книгам. Жертвуя сам книги в библиотеку, преосвященный Платон располагал к тому и других лиц. По его старанию, например, генерал-лейтенант Н.И.Канавин в 1803 году назначил в духовном завещании своем в пользу семинарии 303 книги разного содержания.

Таким образом в ряду жертвователей являются и светские лица, сочувственно отнесшиеся к умножению и благоустройству семинарского книгохранилища. Из таких лиц, кроме Канавина, заслуживает памяти знаменитый Московский издатель Н.И. Новиков, приславший безденежно в пользу здешней семинарии много книг нравственно-христианских.

После преосвященного Платона Любарского Астраханская семинария особенно обязана преосвященному Анастасию Братановскому, который управлял Астраханскою епархиею с 1805 – 1806-й год. При смерти своей он отказал в пользу семинарии все книги, привезенные из Могилева.

«Библиотеку мою келейную всю, писал он собственноручно в духовном завещании, причислить к библиотеке Астраханской семинарии в пользу учащих и учащихся чрез чтение, а не чрез хищение».
В настоящее время мы имеем полную возможность верно знать, какие книги составляли библиотеку преосвященного Анастасия Братановского, целиком поступившую в семинарию. Между книгами, хранящимися в библиотеке, мы нашли «употребительнейшие разговоры на русском и общенародном новогреческом языке». К этой книге приплетен реестр книг, принадлежавших преосвященному Анастасию, под таким заглавием: «Catalogus librorun, domesticam Bibliothecam Anastasii Bratanowsky constitutntium, 1797 anno in hune codicem inferri coeptus-Petropoli». В каталоге этом, веденном с особою тщательностию, книги записаны собственною рукою преосвященного Анастасия, с обозначением цен книгам. Между более ценными книгами, которые записаны в каталог и которые поступили в библиотеку семинарии, значится следующее: Critici sacri 9 tom. 50 rub., S.Chrisostomi opera grace el latine 6 tom. 48 rub. Biblia sacra quadrilingvia 3 tom. 30 rub. и др. Есть книги в 15 и 20 рублей. Всех книг записано в каталоге 476 (или 176 ? -нечетко пропечатана цифра) названий.

(дописано от руки между строк: Архив Св.Синода, дело 1806 г. №1066 (о смерти пр.Анастасия))

Говоря о библиотеке преосвященнейшего Анастасия Братановского, нельзя не остановиться на одном обстоятельстве, которое не лишено интереса.
Ещё в сороковых годах ходили о библиотеке преосвященного Анастасия громкие слухи, что она подарена была преосвященному Анастасию по Высочайшему повелению, и состояла большею частию из книг библиотеки последнего польского короля Августа. Так провозгласил г.Рыбушкин в своих Записках об Астрахани. Подобные же слухи повторились в шестидесятых годах и произвели немалый переполох в нашей семинарии.

В августе 1862 года покойный преосвященный Афанасий получил от исправлявшего в то время должность Обер-Прокурора Св. Синода, статс-секретаря князя Сергея Николаевича Урусова отношение такого содержания:
«Г.Управляющий Императорскою публичною Библиотекою уведомил, что по дошедшим до него сведениям, в Астраханской семинарии хранится библиотека, оставшаяся после архиепископа Анастасия Братановского, управлявшего Астраханскою епархиею в первых годах текущего столетия, что библиотека эта состоит из книг и рукописей, принадлежавших, как говорят одни, польскому королю Августу II, а другие – королю Станиславу Понятовскому, и что книги сии, со времени кончины преосвященного Анастасия, остаются без употребления. Предполагая, что в числе этих книг и рукописей может быть много таких, которые сделавшись доступными для изыскателей, чрез доставление их в С.-Петербург, окажут весьма важную услугу науке, тайный советник Делянов ходатайствует о передаче означенных книг и рукописей в Императорскую Публичную Библиотеку».

Затем г. исправляющий должность Обер-Прокурора Св.Синода просил преосвященного уведомить его о своем заключении по этому предмету, с приложением каталога книг и рукописей библиотеки покойного архиепископа Анастасия. Вследствие резолюции преосвященного Афанасия, Правление семинарии поручило секретарю Правления и библиотекарю собрать, по содержанию означенного отношения, надлежащие сведения. Секретарь вскоре рапортовал Правлению, что в делах архива – с 1800-1810 год – никаких сведений не оказывается о передаче книг покойного архиепископа Анастасия, а библиотекарь в то же время донес, что хотя в семинарской библиотеке есть немалое число книг, но книги эти богословского содержания, рассеяны в числе других книг по разным отделам фундаментальной библиотеки, и для подробной описи их требуется немало труда и времени.

Из числа же рукописей, принадлежавших преосвященному Анастасию, нет ни одной, которая бы касалась царствования короля Августа II и Станислава Понятовского; рукописи эти следующие:
1)Крины сельные, 2)Apologia adversus Lutheranos, 3)Сокращенная история королей французских (перев. с французского), 4) Еврейская грамматика сочинение Анастасия на латинском языке.
В этом смысле покойный преосвященный Афанасий уведомил исправлявшего в то время должность Обер-Прокурора Св. Синода.

На этом дело не остановилось. Г. Обер-Прокурор Св. Синода от 29 сентября 1862 года, просил преосвященного Афанасия доставить ему, и собственно для него, каталог книг архиепископа Анастасия, хранящихся в библиотеке Астраханской семинарии, а также доставить сведения, не принадлежали ли которому-нибудь из упомянутых польских королей книги и рукописи, и нет ли на самих книгах каких-либо надписей, по которым бы можно было заключить о принадлежности их королям Августу II и Станиславу Понятовскому.

Преосвященный сдал это отношение в Правление с такою резолюцией: «Исполнением по сему Правление семинарии распорядится». И Правление распорядилось так. Оно доложило: 1) отнестись в Духовную Консисторию с просьбою доставить в скорейшем времени сведения – не имеются ли в архиве Консистории дел относительно передачи книг преосвященного Анастасия в библиотеку здешней семинарии, затем 2) немедленно приступить к подробному осмотру семинарской библиотеки и составить особый каталог всем книгам, на которых окажется надпись преосвященного Анастасия; 3)книги эти тщательно пересмотреть, и если на какой из них окажутся какие надписи или другие признаки, по которым бы можно было заключить о принадлежности той или иной книги польским королям Августу II или Станиславу Понятовскому, то составить таким книгам подробные описи.

Комиссия, назначенная из библиотекаря и троих наставников, пересмотрела все библиотечные книги и тем книгам, которые принадлежали архиепископу Анастасию, составила особый список, который и представлен был покойному преосвященному Афанасию, с таким отзывом, что самое тщательное рассмотрение всех книг, принадлежавших покойному преосвященному Анастасию, нисколько не подтверждает того слуха, который распространился между некоторыми лицами и который дошел до Высшего Начальства – будто в числе этих книг хранятся книги и рукописи, принадлежавшие польским королям Августу II и Станиславу Понятовскому, что при самом тщательном рассмотрении решительно ни на одной книге и рукописи не оказывается никаких надписей или каких-либо других признаков, по которым бы можно было заключить о принадлежности их упомянутым королям; а между тем на весьма многих, а особенно важных и ценных книгах есть надписи прежних владетелей книг, напр.: Гавриила епископа Тверского, иеромонаха Досифея, Иринея и Андрея Братановских, Василия Братановского-Романенко и некоторых других.

Из дела видно, что все книги, принадлежавшие преосвященному Анастасию, за исключением весьма немногих и самых незначительных, вроде календарей, печатных каталогов, которые исключены были из наличия, при пересмотре каталога в 1842 году, сохранились в библиотеке в целости; что доказано было сличением составленного библиотекарем и представленного им в Правление каталога книг, принадлежавших покойному преосвященному Анастасию, с копией с каталога книг, завещанных преосвященным Анастасием, которая отыскана была Правлением. Случайно найденный нами каталог книг преосвященного Анастасия Братановского, писанный его собственною рукою, о котором мы упомянули выше, совершенно подтверждает отзыв комиссии.


  • 1

Архиепископ Филарет (Никольский)

Есть ли у кого фотография? Нужна для иллюстрации в одно издание. И еще: есть ли историко-краеведческая справка о Астраханском духовном училище? Найдены только такие скудные сведения: "Астраханское духовное училище располагалось на ул. Почтовой. Закрыто в 1918 г."

Re: Архиепископ Филарет (Никольский)

Посмотрите личку

  • 1