
В ожидании открытия выставки по истории астраханского электротранспорта помещаю подборку материалов по подготовке
Оригинал взят у
Я не устану повторять, что история – это детектив.
Была года четыре назад такая история.
На территории трампарка, что на площади Карала Маркса, жил-поживал Музей электротранспорта города Астрахани. Создавался он понемногу руками энтузиаста – Валентина Митрофановича Николаева, председателя Совета ветеранов тогда еще трамвайно-троллейбусного предприятия.
В музее были выставлены в витринах модели и макеты разных трамваев и троллейбусов, демонстрирующие развитие и изменение этих видов общественного транспорта.

Стенды с многочисленными фотографиями работников предприятия и самих трамваев и троллейбусов на улицах Астрахани переносили посетителя то в далекие 1900-е, то в грозные 1920-е, то в радужные 1970-е…Образцы билетов и наград, грамоты и Книги ветеранов предприятия, удостоверения и книжки водителей, знамена и вымпелы, специальная литература по обслуживанию, ремонту и «пилотированию» трамваев и троллейбусов… Да всего и не перечесть! Даже вполне себе действующая, подключенная к электросети, НАСТОЯЩАЯ кабина троллейбуса в музее стояла – садись, заводи, крути руль – тренажер, одним словом.


Трамвай, как все мы помним, «грохнули» еще в 2007-м, и какая-никакая память о нем – пусть уже такая призрачная – сохранялась только здесь, в этом совсем небольшом помещении. А размещалось оно на втором этаже неприметного здания в том же «трампарке» - где раньше было трамвайно-троллейбусное училище. В музее у студентов проходили занятия.
И музей был интересным весьма, но не очень-то доступным: все-таки предприятие специфическое, не всех на территорию и пускали. Довелось вот снять передачу о музее и его создателе в 2010 году молодой журналистке Ксении Степаненко с канала «СТС-Астрахань». И многие из вас наверняка ее видели не раз.
В.М.Николаев и К.Степаненко
О съемках той передачи смотрите вот здесь:
http://astracancultura.livejournal.com/pics/catalog/277/27450
Но вот беда. Валентин Митрофанович был человеком преклонного возраста, но в музей приходил каждый день – пока были силы. Училище, увы, закрылось. Опустевшее здание заперли. Попасть в музей было теоретически можно – но сложно. Да и кому оно нужно?
Всё это я к чему. Году в 2011-м поднялась небольшая такая буча: музей надо было либо сохранить и восстановить в рабочем состоянии, либо передать все предметы из него куда-то, чтобы не утратить их на веки вечные.
Ну куда передавать? Дошла история до губернатора, через вполне официальное письмо. Губернатор – человек к городу неравнодушный, - дал задание Министерству культуры ситуацию «разрулить».
Министерство, в свою очередь, оперативно дало задание – правильно, - Астраханскому музею-заповеднику.
Его директор Татьяна Витальевна Васильченко и ее зам по науке и экспозициям Андрей Алексеевич Курапов сразу взялись за дело, намереваясь договориться о передаче экспонатов закрытого Музея электротранспорта в фонды музея-заповедника.
И город – от мэрии – подключился, да только вот тогдашнее руководство уже автобусно-троллейбусного предприятия навстречу не пошло. Нет, не в смысле, что проявило некую злую волю и во что бы то ни стало решило экспонаты сгноить. Совсем даже наоборот. Вполне честно намеревалось свой кровный музей восстановить и сделать доступным для публики. И как-то тема угасла и забылась.
Как известно, человек предполагает…
Музей возродить не довелось. Валентин Митрофанович умер – светлая ему память! – и вовсе уж некому стало заниматься музеем. Так и стоял он запертый, пыльный и грустный. Ключи от музея покуда хранились у замечательной сотрудницы предприятия Любови Анатольевны Беляниной…
И тут в сентябре 2013 года учащиеся одной из городских школ во главе со своей учительницей истории заинтересовались судьбами астраханского трамвая. И возжелали музей посетить.
Ан не тут-то было! Им печально объяснили, что музей ныне – вовсе и не музей, а так – склад забытых вещей, некое «кладбище погибших кораблей». И к экскурсиям отнюдь не располагает. А здание вообще вот-вот сдадут в аренду, поэтому в нем идет ремонт, ну а музейное помещение закрыто.
Учителя и школьники – народ упорный, просто так их с толку не сбить. Тем у трамвая они всё одно продолжили изучать. И понадобилась им подходящая библиотека. Вот и пришли они уже в начале 2014 года – куда?
Ну правильно, правильно – опять в музей-заповедник. А если конкретнее – то в краеведческий музей, где библиотека эта самая и находится. Ну и я там сижу, работаю. Разговорились.
Так новость про судьбу Музея электротранспорта дошла и до руководства музея-заповедника. От своих прежних планов оно не отказывалось: экспонаты забрать себе в фонды, а потом уже или сделать временную выставку, посвященную истории электротранспорта – благо, свежеоткрытый Цейхгауз позволяет – или вообще подумать о создании еще одного своего филиала – музея транспорта или техники.
Ну так что же. Начали переговоры с новым руководством муниципального унитарного автобусно-троллейбусного предприятия города Астрахани.
Вот тут необходимо лирическое отступление №1: о счастье.
В смысле – какое же это счастье, когда у предприятия «вменяемый» директор!
И.о. директора АТП Яков Викторович Курбанов не только не «послал» музей с его просьбой куда подальше, но и вообще проявил завидное понимание ситуации.
Подключил к делу упомянутую Любовь Анатольевну Белянину - начальника отдела административно-ресурсного обеспечения и Викторию Владимировну Михайличенко, начальника отдела правового и кадрового обеспечения.
Дел у всех полно, - но тем не менее они нашли время и принять музейную «делегацию», и в считанные дни оформить все необходимые для передачи экспонатов документы, и бывшее музейное помещение показать.
Как объяснил Яков Викторович, у него самого душа болит о том, что уникальная коллекция может погибнуть, и он сделает всё, от него зависящее, чтобы сохранить ее и для наших потомков.
Лирическое отступление №2: о всяком хламе.
В том смысле, что кто-то скажет – да подумаешь, чего там сохранять-то для потомков! Это же не сарматское золото и не шапка Мономаха!
А дело в том, что даже то, что можно обозвать «хламом», «рухлядью» и «мусором» - это всё ЖИВЫЕ улики нашей истории. Истории, которая всегда, для всех и везде – детектив. И каждый клочок здесь ценен. А точнее – бес-ценен.
А дальше уже - дело техники и человеческих рук.
Сотрудники отдела фондов музея-заповедника Жанна Пустовалова, Виктория Тамбаева, зав.фондом редкой книги Надежда Алексеевна Дикина и ученый секретарь Радмила Таркова (под присмотром Л.А.Беляниной))) переписывали экспонаты и составляли акты приема-передачи.

Рабочие музея-заповедника аккуратно грузили упакованные предметы в музейную грузовую газель. Несколько рейсов. Работа по-настоящему пыльная. Для мужчин – еще и тяжелая.
Однако почти всё уже благополучно перевезено в краеведческий музей.
Продолжение темы следует.

Была года четыре назад такая история.
На территории трампарка, что на площади Карала Маркса, жил-поживал Музей электротранспорта города Астрахани. Создавался он понемногу руками энтузиаста – Валентина Митрофановича Николаева, председателя Совета ветеранов тогда еще трамвайно-троллейбусного предприятия.
В музее были выставлены в витринах модели и макеты разных трамваев и троллейбусов, демонстрирующие развитие и изменение этих видов общественного транспорта.

Стенды с многочисленными фотографиями работников предприятия и самих трамваев и троллейбусов на улицах Астрахани переносили посетителя то в далекие 1900-е, то в грозные 1920-е, то в радужные 1970-е…Образцы билетов и наград, грамоты и Книги ветеранов предприятия, удостоверения и книжки водителей, знамена и вымпелы, специальная литература по обслуживанию, ремонту и «пилотированию» трамваев и троллейбусов… Да всего и не перечесть! Даже вполне себе действующая, подключенная к электросети, НАСТОЯЩАЯ кабина троллейбуса в музее стояла – садись, заводи, крути руль – тренажер, одним словом.


Трамвай, как все мы помним, «грохнули» еще в 2007-м, и какая-никакая память о нем – пусть уже такая призрачная – сохранялась только здесь, в этом совсем небольшом помещении. А размещалось оно на втором этаже неприметного здания в том же «трампарке» - где раньше было трамвайно-троллейбусное училище. В музее у студентов проходили занятия.
И музей был интересным весьма, но не очень-то доступным: все-таки предприятие специфическое, не всех на территорию и пускали. Довелось вот снять передачу о музее и его создателе в 2010 году молодой журналистке Ксении Степаненко с канала «СТС-Астрахань». И многие из вас наверняка ее видели не раз.
В.М.Николаев и К.Степаненко


http://astracancultura.livejournal.com/pics/catalog/277/27450
Но вот беда. Валентин Митрофанович был человеком преклонного возраста, но в музей приходил каждый день – пока были силы. Училище, увы, закрылось. Опустевшее здание заперли. Попасть в музей было теоретически можно – но сложно. Да и кому оно нужно?
Всё это я к чему. Году в 2011-м поднялась небольшая такая буча: музей надо было либо сохранить и восстановить в рабочем состоянии, либо передать все предметы из него куда-то, чтобы не утратить их на веки вечные.
Ну куда передавать? Дошла история до губернатора, через вполне официальное письмо. Губернатор – человек к городу неравнодушный, - дал задание Министерству культуры ситуацию «разрулить».
Министерство, в свою очередь, оперативно дало задание – правильно, - Астраханскому музею-заповеднику.
Его директор Татьяна Витальевна Васильченко и ее зам по науке и экспозициям Андрей Алексеевич Курапов сразу взялись за дело, намереваясь договориться о передаче экспонатов закрытого Музея электротранспорта в фонды музея-заповедника.
И город – от мэрии – подключился, да только вот тогдашнее руководство уже автобусно-троллейбусного предприятия навстречу не пошло. Нет, не в смысле, что проявило некую злую волю и во что бы то ни стало решило экспонаты сгноить. Совсем даже наоборот. Вполне честно намеревалось свой кровный музей восстановить и сделать доступным для публики. И как-то тема угасла и забылась.
Как известно, человек предполагает…
Музей возродить не довелось. Валентин Митрофанович умер – светлая ему память! – и вовсе уж некому стало заниматься музеем. Так и стоял он запертый, пыльный и грустный. Ключи от музея покуда хранились у замечательной сотрудницы предприятия Любови Анатольевны Беляниной…
И тут в сентябре 2013 года учащиеся одной из городских школ во главе со своей учительницей истории заинтересовались судьбами астраханского трамвая. И возжелали музей посетить.
Ан не тут-то было! Им печально объяснили, что музей ныне – вовсе и не музей, а так – склад забытых вещей, некое «кладбище погибших кораблей». И к экскурсиям отнюдь не располагает. А здание вообще вот-вот сдадут в аренду, поэтому в нем идет ремонт, ну а музейное помещение закрыто.
Учителя и школьники – народ упорный, просто так их с толку не сбить. Тем у трамвая они всё одно продолжили изучать. И понадобилась им подходящая библиотека. Вот и пришли они уже в начале 2014 года – куда?
Ну правильно, правильно – опять в музей-заповедник. А если конкретнее – то в краеведческий музей, где библиотека эта самая и находится. Ну и я там сижу, работаю. Разговорились.
Так новость про судьбу Музея электротранспорта дошла и до руководства музея-заповедника. От своих прежних планов оно не отказывалось: экспонаты забрать себе в фонды, а потом уже или сделать временную выставку, посвященную истории электротранспорта – благо, свежеоткрытый Цейхгауз позволяет – или вообще подумать о создании еще одного своего филиала – музея транспорта или техники.
Ну так что же. Начали переговоры с новым руководством муниципального унитарного автобусно-троллейбусного предприятия города Астрахани.
Вот тут необходимо лирическое отступление №1: о счастье.
В смысле – какое же это счастье, когда у предприятия «вменяемый» директор!
И.о. директора АТП Яков Викторович Курбанов не только не «послал» музей с его просьбой куда подальше, но и вообще проявил завидное понимание ситуации.
Подключил к делу упомянутую Любовь Анатольевну Белянину - начальника отдела административно-ресурсного обеспечения и Викторию Владимировну Михайличенко, начальника отдела правового и кадрового обеспечения.
Дел у всех полно, - но тем не менее они нашли время и принять музейную «делегацию», и в считанные дни оформить все необходимые для передачи экспонатов документы, и бывшее музейное помещение показать.
Как объяснил Яков Викторович, у него самого душа болит о том, что уникальная коллекция может погибнуть, и он сделает всё, от него зависящее, чтобы сохранить ее и для наших потомков.
Лирическое отступление №2: о всяком хламе.
В том смысле, что кто-то скажет – да подумаешь, чего там сохранять-то для потомков! Это же не сарматское золото и не шапка Мономаха!
А дело в том, что даже то, что можно обозвать «хламом», «рухлядью» и «мусором» - это всё ЖИВЫЕ улики нашей истории. Истории, которая всегда, для всех и везде – детектив. И каждый клочок здесь ценен. А точнее – бес-ценен.
А дальше уже - дело техники и человеческих рук.
Сотрудники отдела фондов музея-заповедника Жанна Пустовалова, Виктория Тамбаева, зав.фондом редкой книги Надежда Алексеевна Дикина и ученый секретарь Радмила Таркова (под присмотром Л.А.Беляниной))) переписывали экспонаты и составляли акты приема-передачи.

Рабочие музея-заповедника аккуратно грузили упакованные предметы в музейную грузовую газель. Несколько рейсов. Работа по-настоящему пыльная. Для мужчин – еще и тяжелая.

Продолжение темы следует.

Оригинал взят у
Как и было обещано, продолжение темы сохранения экспонатов бывшего Музея электротранспорта г.Астрахани.
Все экспонаты благополучно и без потерь перевезены в фонды Астраханского музея-заповедника.
Конечно, демонтаж кабины троллейбуса, служившей раньше учебным тренажером для будущих водителей, оказался делом чрезвычайно нелегким.
Однако благодаря помощи техников автобусно-троллейбусного предприятия и титаническим усилиям рабочих музея-заповедника Неизвестнова В.И., Кузнецова А.С. и водителя Сергеева А.В. кабина был-таки размонтирована, погружена в музейный транспорт и доставлена – вместе с троллейбусным «рогом» в кремль. Там есть, где всё хранить.


Лирическое отступление №3: о рогах, копытах и прочих частях тела троллейбуса.
И представить себе не могла, что даже один «рог» - настолько тяжелый! Его еле-еле поднимали втроем! И вот теперь если вспомнить, как дамы-водители троллейбусов лихо управляются с этими конструкциями с помощью одной только веревки… Это тяжело! И даже каждая отдельная панель одной только кабины троллейбуса – ну, например, та, к окошку которой обычно лепят всякие инструкции и цены за проезд – весит дико много! И ее тоже надо поднимать минимум троим. Кресло водителя тяжелое, руль – тоже.
В бывшем музее еще оставалась ось троллейбуса с одним колесом. Но ее брать мы не только не стали, но даже и мысли такой не имели – ее вес – ЧУДОВИЩЕН. И просто с места сдвинуть оказалось бы нереально. Да и как перевозить?
Вот такие нехилые рога и копыта у наших троллейбусов. А вы-то думали!
Еще одним ценным приобретением стала схема из стекла, дерева и металла, на которой объемно «вылеплены» все маршруты городского трамвая (ах, трамвай!..). И остановки отмечены цветными лампочками. Схема электрифицирована, может работать.
Ну, еще много фотографий – трамваи в двадцатых и тридцатых, редкостные моменты ремонта трамваев в депо, сотрудники в цехах, астраханские улицы первой половины 20 века, по которым идут астраханцы прошлого и трамваи-призраки…

О главном.
Надежда на то, что вся эта красота не будет прозябать где-то в запасниках, вполне оправдалась.
Уже начата подготовка масштабной выставки, посвященной истории астраханского трамвая.
Открыться она должна прямо в апреле этого года в Музее истории города.
И сам музей после ремонта откроется, и – новая свежая и такая актуальная выставка.
Сначала покажем только трамвай во всей его красе.
А потом уже в планах – выставку расширить и осветить работу городского электротранспорта вообще.
Ура!!!!! Трамвай не исчез бесследно!!!!!!
Все экспонаты благополучно и без потерь перевезены в фонды Астраханского музея-заповедника.
Конечно, демонтаж кабины троллейбуса, служившей раньше учебным тренажером для будущих водителей, оказался делом чрезвычайно нелегким.
Однако благодаря помощи техников автобусно-троллейбусного предприятия и титаническим усилиям рабочих музея-заповедника Неизвестнова В.И., Кузнецова А.С. и водителя Сергеева А.В. кабина был-таки размонтирована, погружена в музейный транспорт и доставлена – вместе с троллейбусным «рогом» в кремль. Там есть, где всё хранить.


Лирическое отступление №3: о рогах, копытах и прочих частях тела троллейбуса.
И представить себе не могла, что даже один «рог» - настолько тяжелый! Его еле-еле поднимали втроем! И вот теперь если вспомнить, как дамы-водители троллейбусов лихо управляются с этими конструкциями с помощью одной только веревки… Это тяжело! И даже каждая отдельная панель одной только кабины троллейбуса – ну, например, та, к окошку которой обычно лепят всякие инструкции и цены за проезд – весит дико много! И ее тоже надо поднимать минимум троим. Кресло водителя тяжелое, руль – тоже.
В бывшем музее еще оставалась ось троллейбуса с одним колесом. Но ее брать мы не только не стали, но даже и мысли такой не имели – ее вес – ЧУДОВИЩЕН. И просто с места сдвинуть оказалось бы нереально. Да и как перевозить?
Вот такие нехилые рога и копыта у наших троллейбусов. А вы-то думали!
Еще одним ценным приобретением стала схема из стекла, дерева и металла, на которой объемно «вылеплены» все маршруты городского трамвая (ах, трамвай!..). И остановки отмечены цветными лампочками. Схема электрифицирована, может работать.
Ну, еще много фотографий – трамваи в двадцатых и тридцатых, редкостные моменты ремонта трамваев в депо, сотрудники в цехах, астраханские улицы первой половины 20 века, по которым идут астраханцы прошлого и трамваи-призраки…

О главном.
Надежда на то, что вся эта красота не будет прозябать где-то в запасниках, вполне оправдалась.
Уже начата подготовка масштабной выставки, посвященной истории астраханского трамвая.
Открыться она должна прямо в апреле этого года в Музее истории города.
И сам музей после ремонта откроется, и – новая свежая и такая актуальная выставка.
Сначала покажем только трамвай во всей его красе.
А потом уже в планах – выставку расширить и осветить работу городского электротранспорта вообще.
Ура!!!!! Трамвай не исчез бесследно!!!!!!
Оригинал взят у
Продолжая тему сохранения экспонатов бывшего Музея электротранспорта.
28 февраля был в музее-заповеднике насыщенный событиями день.
Событиями "трамвайно-троллейбусными".
Как уже говорилось, все предметы из бывшего музея электротранспорта - а это порядка тысячи разноплановых предметов - размещены в фондах музея-заповедника.
А именно - на территории краеведческого музея.
Именно сюда пришли для съемок сюжета журналисты и операторы астраханских телеканалов "7+" и "СТС-Астрахань".
Любезно согласился подъехать в музей и принять участие в съемках и.о. директора автобусно-троллейбусного предприятия г.Астрахани Яков Викторович Курбанов.
Сначала журналисты взяли интеревью у Я.В.Курбанова, который кратко пояснил причины, по которым было решено передать экспонаты.
Затем подробнее о самих экспонатах, их состоянии и особенностях, их огромной исторической ценности рассказала Р.А.Таркова - являясь ученым секретарем музея-заповедника.
Потом "позировали" сами экспонаты - стенды, альбомы, планы города, фотографии...
После того, как съемка в фондах закончилась, Я.В.Курбанову от имени дирекции музея-заповедника были вручены благодарственные письма и памятные символические сувениры - для него самого и помогавшим в деле сохранения музея В.В.Михайличенко и Л.А.Беляниной.
На этом любопытное для представителей наших СМИ не закончилось. Обе съемочные группы были "доставлены" в реставрационные мастерские музея-заповедника, где зав.выставочным сектором Х.Х.Хусаинов (Член Союза художников России) и художник-реставратор П.М.Войцеховский подробно рассказали и показали, как именно проходит реставрация моделей трамваев и троллейбусов. Делается это в рамках подготовки той самой выставки в Музее истории города, о которой я уже упомянула.
Ждем открытия выставки в апреле этого года.
Сюжетов на телевидении - на этой неделе.
Фотографии по теме постараюсь выложить завтра.
28 февраля был в музее-заповеднике насыщенный событиями день.
Событиями "трамвайно-троллейбусными".
Как уже говорилось, все предметы из бывшего музея электротранспорта - а это порядка тысячи разноплановых предметов - размещены в фондах музея-заповедника.
А именно - на территории краеведческого музея.
Именно сюда пришли для съемок сюжета журналисты и операторы астраханских телеканалов "7+" и "СТС-Астрахань".
Любезно согласился подъехать в музей и принять участие в съемках и.о. директора автобусно-троллейбусного предприятия г.Астрахани Яков Викторович Курбанов.
Сначала журналисты взяли интеревью у Я.В.Курбанова, который кратко пояснил причины, по которым было решено передать экспонаты.
Затем подробнее о самих экспонатах, их состоянии и особенностях, их огромной исторической ценности рассказала Р.А.Таркова - являясь ученым секретарем музея-заповедника.
Потом "позировали" сами экспонаты - стенды, альбомы, планы города, фотографии...
После того, как съемка в фондах закончилась, Я.В.Курбанову от имени дирекции музея-заповедника были вручены благодарственные письма и памятные символические сувениры - для него самого и помогавшим в деле сохранения музея В.В.Михайличенко и Л.А.Беляниной.
На этом любопытное для представителей наших СМИ не закончилось. Обе съемочные группы были "доставлены" в реставрационные мастерские музея-заповедника, где зав.выставочным сектором Х.Х.Хусаинов (Член Союза художников России) и художник-реставратор П.М.Войцеховский подробно рассказали и показали, как именно проходит реставрация моделей трамваев и троллейбусов. Делается это в рамках подготовки той самой выставки в Музее истории города, о которой я уже упомянула.
Ждем открытия выставки в апреле этого года.
Сюжетов на телевидении - на этой неделе.
Фотографии по теме постараюсь выложить завтра.
Оригинал взят у
Астраханские телеканалы сняли сюжеты о том, как экспонаты бывшего музея электротранспорта
размещены в музее-заповеднике и готовится открытие выставки по истории трамвая в Музее истории города.
Один из сюжетов - ТЕЛЕКАНАЛА 7+ - можно посмотреть вот здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=4bMzO60Elac&list=PL-I_uZ5ExzZtCXJr91X4j5ligl2FoXJ74
размещены в музее-заповеднике и готовится открытие выставки по истории трамвая в Музее истории города.
Один из сюжетов - ТЕЛЕКАНАЛА 7+ - можно посмотреть вот здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=4bMzO60Elac&list=PL-I_uZ5ExzZtCXJr91X4j5ligl2FoXJ74