Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

О развитии ж/д транспорта из книги "Столица преславной провинции"

Астрахань на рубеже ХIХ-ХХ вв. представляла собой динамично развивавшийся город, торгово-промышленный характер которого требовал новых современных транспортных магистралей, связывавших его с другими регионами Российской империи.
Collapse )

+ иллюстрации из книги "Фотография в Астрахани"
http://astrahanfoto.livejournal.com/128814.html

О городском транспорте Астрахани на рубеже XIX-XX вв. из книги "Столица преславной провинции&qu

Быстрорастущий город, каковым являлась Астрахань, требовал развития новых видов транспорта, более экономных и вместительных по сравнению с тем, что могли предоставить извозчики. Последние исправно платили налоги, пополнявшие городскую кассу.
Collapse )

О мостах и водоёмах Астрахани из книги "Столица преславной провинции"

Согласно Генеральному плану застройки Астрахани город был разделен на четыре части. Административное деление города предопределялось расположением городских водных артерий: первая часть располагалась между Волгой, Кутумом и Варвациевским каналом; вторая - за Кутумом к северу; третья - за Кутумом к востоку; четвертая - за каналом к югу.
Collapse )

Продажная любовь в старой Астрахани

Астраханские газеты конца 19 — начала 20 веков заполонили статьи о проблемах проституции. Почти в каждом районе появлялись «дома терпимости». Особенно тяжело приходилось горожанам, жившим по соседству с притонами.

Повышенный спрос на «дома терпимости»

В 1909 г. городской Управе было предложено выработать проект организации врачебно-полицейского надзора за проституцией. Об этом писала газета «Астраханский листок» 18 и 22 января 1911 года. И городская Дума взялась за борьбу с древнейшей профессией. Мнения законотворцев разделились. Гласный (по-нынешнему — депутат) И.Г. Сергеев считал, что занятие проституцией — личное дело женщины и никто не должен в это вмешиваться. Не должно быть никаких публичных домов, медосмотров, надзора. Городское управление может открыть лечебницы лишь для больных — и только. А если же устанавливать осмотры, то для мужчин. А гласный В.И. Склабинский настаивал на том, что оставлять дело в подобном положении нельзя: женщина-проститутка превращается в рабу и не может вырваться из омута, это бесчеловечно. Можно не признавать проституцию как социальное явление, но от этого зло не уменьшится, люди страдать не перестанут.Collapse )

Как провожали 1905 год

Как и сейчас, 100 лет назад праздник встречи Нового года отмечался елками для детей, балами. Так, газета «Астраханский листок» от 29 декабря 1905 г. пишет о елке для судоводителей: «26 декабря в номерах Михайлова была елка для детей судоводителей, устроенная по подписке между членами союза и сочувствующими лицами. На елку пришли дети лоцманов, командиров и др. После танцев детям был предложен чай с печеньем, по окончании которого были розданы подарки с елки по билетикам. Детский вечер окончился ровно в 9 часов вечера. После чего начался вечер для взрослых». А состоявшийся 26 декабря 1905 г. бал в Общественном собрании привлек ничтожное число посетителей. В огромном зале танцевало 2—3 пары. Зрителей также было мало. Новых бальных платьев не замечалось («Астраханский листок» 29 декабря 1905 г.). Материалы местных газет 1905 г. говорят о нестабильной, неспокойной жизни горожан в этом году. Коснулось это и новогоднего праздника. В номере «Астраханского листка» от 29 декабря 1905 г. рассказывается о том, как танцевальный вечер перерос в митинг: «В клубе „Общественное собрание“ 27 декабря был устроен детский танцевальный вечер. Во время танцев послышались резкие учащенные звонки колокольчиков, крики: „Товарищи! Остановитесь! Не время веселиться и танцевать, когда на родине льется кровь“ и т. д. Звонили ученики лет 14—15. Звонки и крики произвели переполох. Дети в сопровождении родителей и нянек направились к выходу, теснясь около узкой двери. Два члена клуба, желая успокоить, поспешили на хоры и, взбираясь по лестнице, в узких проходах двери помяли некоторых детишек. Поднялся плач, визг. Все направились к выходу, наскоро одевались и уезжали домой. Затем в гостиной клуба собралась довольно значительная группа, преимущественно учащейся молодежи. Из этой группы несколько человек выступили с речами, в которых указывали на неуместность танцев, призывали к борьбе с правительством. Часть публики присутствовала на этом импровизированном митинге в то время, когда другая часть принимала участие в танцах — рядом, в зале. Митинг был закончен марсельезой. У подъезда клуба был собран большой наряд полицейских». Новый год был любимым праздником горожан и 100 лет назад. И отмечали его во многом как и сейчас: елки для детей, танцевальные вечера и др. Но жизнь менялась. И жилось астраханцам в 1905 г. уже не так спокойно, как совсем недавно — в 19 веке.

Е. МАНЦУРОВА.

http://www.astrakhan.ru/?content=news-item&id=12874

Первая астраханская газета. Ей исполняется 200 лет

29 января исполняется 200 лет со дня выхода первого номера первой астраханской газеты, носившей название «Восточные известия». До этого в Астрахани не было печатных изданий, если не считать ежегодных армянских календарей. Из городов Поволжья имела в то время газету только Казань.

Отважный издатель

Издателем первой астраханской газеты был Иосиф фон Вейскгопфен. Кто же был такой этот отважный издатель? В 1806 году он прибыл в Россию и был определен учителем немецкого, а затем французского языков в астраханскую гимназию.

А в августе 1811 года Вейскгопфен получил от попечителя Казанского учебного округа разрешение на открытие типографии и издание «Восточных известий». В то время в Астрахани было две типографии: одна небольшая при губернском правлении, другая армянская, учрежденная армянским иерархом Иосифом князем Аргутинским Долгоруковым. Но ни та, ни другая типографии не были пригодны Вейскгопфену для его газеты, и ее выход отложили. Желая издавать свою газету с переводом на армянский язык, Вейскгопфен в марте 1812 года ходатайствует, впрочем, безуспешно, об уступке ему астраханской армянской типографии. В том же году он входит в соглашение с иностранцами Греве и Христианом Литке. Заключает с последним в Санкт-Петербурге контракт на совместное содержание в Астрахани типографии, вложив в это дело со своей стороны 2830 рублей капитала. В первых числах октября 1812 года типографские принадлежности прибыли в Астрахань.
Collapse )
Скачать «Восточные известия» из Библиотеки Троцкого

Астраханские кинотеатры - от "Баяна" до "Киномакса" Ч. II

Оригинал взят у ave_zesar в Астраханские кинотеатры - от "Баяна" до "Киномакса" Ч. II
Начало здесь.

В 1911 году в Астрахани было уже несколько кинотеатров - электротеатр «Модернъ», Большой парижский кинематограф, электробиограф «Ренессансъ». В том же году на  улице Ахматовской открылся кинотеатр "Художественный". Кстати, согласно некоторым источникам, ему поначалу дали весьма зловещее имя -  "Мефистофель". Но потом быстро переименовали - мол, нечего народ лишний раз пугать.

Вот на этой улице, неподалеку от Дома губернатора и совсем рядом с Казачьим училищем открылся "Художественный".



Киноафиши того времени выглядят непривычно для современного зрителя, но по ним можно судить о своеобразном репертуаре синематографов - кинотеатров:
Collapse )

После революции 1917 года "Художественный" не закрылся - новое правительство сразу признало за кинематографом не только развлекательную, но и мощную пропагандистскую роль. Кинотеатр часто менял имена  -  "Волна революции" в 1922, вновь "Художественный" в 1925, в 1935 - "15 лет ВЛКСМ", в 1966 - "Комсомолец", и наконец, в 2006 - "Иллюзион". Это имя он носит и по сей день. Один из старейших кинотеатров Астрахани сегодня не только исправно функционирует - кроме кинопоказов на его территории проходят выставки, арт-показы, спектакли, фестивали и другие, не менее интересные мероприятия.



Источники: www.prokino.ws, www.astrakhan.pp.ru, www.volgaru.info

История Астраханского почтового тракта

С древнейших времен

Историки и краеведы расходятся во мнении о месте и периоде возникновения первых почтовых сообщений Нижнего Поволжья. Это могут быть Хазарское царство в VII-X вв., Золотая Орда хана Батыя со столицей – городом Сарай-Бату в начале XIII века, или Татарская Астрахань (Хаджи Тархан) – третий по величине город Золотой Орды в начале XIV века, а может быть, Астраханское ханство середины XV века, просуществовавшее около сотни лет до присоединения его территории Иваном Грозным в 1556 году к Русскому государству. Так или иначе, в краю с великой историей в эти времена у людей была потребность в дипломатических и торговых контактах, доставке указов, сообщении с соседями.

До нашего времени дошли документальные свидетельства обстоятельной переписки главы кордовского халифата Абдаррахмана III с хазарским каганом Иосифом. Написанное на древнееврейском языке, письмо халифа заканчивалось более чем тремя десятками вопросов, на которые он довольно настойчиво просил дать ответы. Послание было отправлено в середине X века с немецкими послами через Венгрию, Русь, Болгарию и доставлено адресату, поскольку известно, что хазарский каган написал ответ.астраханский почтовый тракт

Став центром Золотой орды, Астраханский край вошел в систему сообщений между улусами Монгольской империи и ногайский шлях в немалой степени способствовал развитию почтовых сообщений. В средневековом «Сокровенном сказании» по этому поводу сообщается, что в определенных местах были созданы ямы (прообраз почтовых станций), на каждой находилось по 20 верховых гонцов (улаачинов), доставлявших ханские указы, содержалось определенное число лошадей и овец. Смотрители ям (ямчины) назначались от каждой тысячи. И слова «ям», «дзя» (дорога), «ямчи» (проводники) заимствованы у татаро-монгольских пришельцев.

После покорения Астраханского ханства первый астраханский воевода И.Черемисинов был немало озабочен вопросами связи с центром Российского государства. Степь от Царицына до Астрахани в середине XVI века была почти не заселена. По правому берегу Волги на значительном удалении от Царицына стояла лишь крепость Черноярская, а по левому берегу до Астрахани было и вовсе безлюдно. Путешествия из Астрахани в Москву становились затруднительными и опасными. На всем протяжении этой пустынной дороги путники не могли найти ни продовольствия, ни укрыться от дождя и зноя. На каждом шагу их подстерегали шайки грабителей и орды кочевников.

Астраханский и царицынский воеводы отправляли письма в Москву с нарочными, толмачами или боярскими сыновьями, которых сопровождала так называемая «станица» - отряд казаков и крещеных татар. Случались и столкновения, при которых вооруженные казаки защищали вестников. Архивные документы того времени свидетельствуют: «Посланные отписки, вести нужные медлятся, теряются, отчего государь несет убыток».

Почтовым трактам – быть!

Наиболее организованное и безопасное развитие «почтовая гоньба» получила при Петре I. В январе 1695 г., готовясь к Азовскому походу, Петр дал указание думному дьяку Е.И. Украинцеву, который руководил посольским приказом, организовать беспрепятственные и безопасные почтовые прогоны из Москвы до Царицына. А спустя 27 лет в 1722 году, уже готовясь к Персидскому походу, Петр I провел через Правительственный Сенат указ об организации государственной постоянной почтовой дороги Москва-Астрахань и почтовых дворов – «подстав» - на ней. С тех она и стала во всех официальных документах именоваться Астраханским почтовым трактом. Народ же по-прежнему называл ее шляхом, но уже не Ногайским, а Астраханским.

Collapse )

С Новым 1913 годом! Как встречали праздник сто лет назад

Накануне Нового года принято подводить итоги года уходящего и желать всяческих благ в году наступающем. Так было и 100 лет назад.

Крестьяне голодали

Газета “Астраханский вестник” в новогоднем номере (от 1 января 1913 г.) в статье “1912 год” проанализировала основные события уходящего года, которые произошли в стране и в Астрахани.

В Астрахани в 1912 г. много денег ушло на борьбу с эпидемией чумы, значительно вздорожала жизнь, наблюдался голод среди крестьян. В Астрахани прошел рыбопромышленный съезд, сельскохозяйственный съезд и сельскохозяйственная выставка. Большое значение имело утверждение в 1912 г. городской Думой плана всеобщего обучения и постановление о школьном строительстве. В 1912 г. в Астрахани расплодились культурно-просветительские общества.

Некоторые купались

О том, как праздновали Крещение, рассказывает газета “Астраханский вестник” от 8 января 1913 г.: “Водосвятие и обычный крещенский молебен на Кутуме прошли с большой торжественностью. Народу было много, и многие купались в освященной воде...

По обыкновению праздник водоосвящения на Форпосте привлек огромное количество молящихся. Ввиду тесноты и сомнительного качества льда публика расположилась на берегу, запрудив прилегающую улицу. Некоторые купались”.

“Каторжная” работа
Перед праздниками отправочный отдел Астраханской почты был завален поздравительной праздничной корреспонденцией. Было занято всего семь человек. С 20 декабря (1912 г. )по самые праздники эти труженики выполняли самую каторжную работу и буквально не выходили с почты с 8 часов утра до 11 часов ночи. Ранее такого не наблюдалось, так как на время праздников штат отдела подкреплялся чиновниками других более свободных отделов. (Газета “Астраханский листок” от 23 декабря 1912 г.)

Две тетради
и кусок мыла

Астраханцы радовались наступающему году. Для детей устраивались елки. Газета “Астраханский вестник” от 19 января 1913 г. писала об организации благотворительным комитетом при Троицкой церкви двух елок для учащихся девочек церковно-приходской школы и для бедных детей Троицкого прихода. Раздавались подарки: по две книжки, две тетради, по куску душистого мыла, по мешочку с орехами, яблоком, конфетами и пряниками и по календарю с фирмой компании “Зингер”, подаренному управляющим этой фирмы. Ученицам же старшего класса еще раздали по две эмалированные тарелки и ложки. Участникам концертной программы также были розданы подарки. В антрактах всем были предложены чай, бутерброды и сладости.

На второй елке (30 декабря) участвовало до 200 детей бедных родителей Троицкого прихода. Восьми детям, помимо подарков, были выданы одежда и обувь.

Танцы, танцы!

Прошли вечера и у взрослых. Активно действовал Женский клуб. Газета “Астраханский листок” от 18 декабря 1912 г. писала: “В воскресенье, 16 декабря, в Женском клубе состоялся народный вечер-концерт. Небольшой зал клуба был заполнен. Среди публики выделялись несколько татарок в национальных костюмах. Вечер состоял из двух концертных отделений, куда вошли скрипка, декламация, пение”.

В той же газете от 8 января 1913 г. читаем следующее: “6 января в зале народной аудитории состоялся устроенный Женским клубом общедоступный концерт-вечер. Желая дать возможность рабочим и бедному населению посетить этот вечер, цены на вход назначены были минимальные – 10 коп. К 6 часам вечера большой зал народной аудитории был переполнен публикой, которой собралось свыше 1200 человек. Мест на скамьях не хватало, и публика живой стеной стояла по обеим сторонам зала. На хорах также не осталось ни одного свободного местечка: стояли в 3-4 ряда. Был интересный и разнообразный дивертисмент, в котором принимали участие лучшие местные любительские силы и ученики музыкальных классов. После чего были исполнены на сцене характерные танцы: лезгинка и “русская”. После концерта были танцы. Танцующих было очень много. Громадный зал аудитории оказался недостаточным для всех желающих танцевать, которых к тому же окружила тесным кольцом смотревшая на танцы публика. Торговал дешевый буфет. Вечер закончился в 12 часов.

Автор: Елена Манцурова

http://kaspy.info/izdamia-kaspy/astrakhanskie-vedomosti/222-astrakhanskie-vedomosti/vypuski/5799-s-novym-1913-godom-kak-vstrechali-prazdnik-sto-let-nazad.html

“Вещи брали, но думали, что за это ничего не будет”. Астраханские погромы 1915 года

9 сентября 1915 г. в Астрахани произошли погромы. Громили магазины. Вот что писала газета “Астраханский листок” от 19 сентября 1915 г. в статье под названием “Трагикомедия”. В одной астраханской газете погромы были названы “комедией”. Автор пишет, что как очевидец, присутствовавший при разгромах большинства магазинов, может сказать, что астраханские погромы ни в коем случае нельзя назвать “комедией”. Если угодно – трагикомедия, но не комедия. Комического тут не было.

Если для некоторых было смешно видеть, как некоторые мужчины при грабеже магазинов надевали женские костюмы, то и тут нет комедии, а были слезы.

Астраханские погромы произошли не случайно. К ним готовились. Об этом было сказано в Городской думе. Начинали погром какие-то “особые типы”. Они возбуждали толпу. Они взламывали замки, начинали уничтожение товаров. Затем тушевались, предоставляя толпе распоряжаться, как кому вздумается.

Из этих вождей погрома никто не попался. В руки полиции, в руки судебных властей попали жертвы своей жадности, вернее, глупости. Не без “темных” сил тут было дело, потому что в погромах этих много загадочного, непонятного.
В одних погромах была народная месть, в других бывала провокация, в третьих – простой грабеж. Астраханские же погромы ни к одной из этих категорий причислить было нельзя. Казалось, будто было сначала недовольство на почве дороговизны, но потом уже совсем другое. Характерной чертой астраханских погромов было то, что толпа громила, уничтожала, грабила, но не буйствовала. Все началось как будто по заранее обдуманной программе, а потом уже отдавалось на усмотрение мальчишек и баб.

На другой день после разгрома магазинов сыскным отделением были разосланы телеграммы чинам полиции уездных городов Астраханской губернии и в некоторые губернские города. Было получено извещение от Черноярской уездной полиции, которая произвела обыски на всех пароходах, прибывших к черноярским пристаням. У пассажира Мардиева отобрали 13 новых шарфов, у Жиндиева – брюки, у Никитина – пиджак, у Носова – платки и галантерею, у Корнилова – ботинки, у Журнина – калоши, у Аллахвердова – брюки и другие вещи, у Пискунова – воротнички, сорочки и 1867 руб. денег.

В числе кредитных билетов оказался один по 500 руб. и 13 по 100 руб.

Доказать принадлежность этих денег Пискунов не мог, поэтому их и отобрали. У пассажира Балашова оказалось пять новых шапок, часы новые черные, у Руденко – 60 поясов. На вещах были магазинные отметки. “Покупка” была под большим сомнением, поэтому вещи отобрали, их временных владельцев задержали и отправили под конвоем в Астрахань для допроса в сыскное отделение. По слухам, немало награбленного увезено в Красный Яр и в приморские селения.

В камерах судебных следователей у Воздвиженского моста производились допросы задержанных с награбленными вещами. Большинство из них сознались, что “вещи брали, но думали, что за это ничего не будет”.

Газета “Астраханский листок” от 26 сентября 1915 г. в заметке под названием “Отголоски погрома” сообщала следующее. Астраханский городской голова сообщил астраханскому губернатору, что Городская дума в заседании 15 сентября, между прочим, постановила телеграфно донести до сведения министра внутренних дел о происшедших 9 сентября беспорядках в Астрахани. И просит распоряжения министра о назначении расследования как причин возникновения беспорядков, так и обстоятельств, послуживших к развитию этих беспорядков.

Во исполнение этого постановления голова просит господина губернатора представить министру внутренних дел по телеграфу ходатайство Городской думы.

Автор: Елена Манцурова

http://kaspy.info/materialy-nomera/194-komsomolec_kaspy/materiali-kk/9621-veshchi-brali-no-dumali-chto-za-eto-nichego-ne-budet-astrakhanskie-pogromy-1915-goda.html